Меня часто спрашивают: "Зачем это тебе? Ты же нашел своего деда." Отвечал коротко - Надо! Изучал, искал, находил и сохранял информацию. Постепенно находил родных и близких, чьи отцы, деды, прадеды плечом к плечу встретили страшный рассвет 22 июня 1941 года.
Солдаты сорок первого, они воевали и умирали здесь, у границы, на своем переднем рубеже, уже тогда понимая, что каждая пуля, выпущенная по врагу - это шаг к Победе. Им досталось самое тяжелое бремя для солдата отступать, умирать и пропадать без вести. Теряя людей, с тяжелыми боями воины 75-й стрелковой дивизии стояли на своих рубежах обороны. Без их подвига и их жертв не было бы победы под Москвой, Сталинградом, Курском, не развевалось бы красное знамя над Рейхстагом. Они думали о своих матерях, детях, женах и близких, которые в этом году приехали в эти места, чтобы почтить их память, взять горсть белорусской, обильно политой их кровью земли.
В 2016 году руководитель поисковой группы "Батьковщина" Александр Дударенок сообщил мне о том, что 2014 году в районе Рогознянского озера были найдены останки бойца. Поднимать их не стали, а сообщили в 52-й отдельный специализированный поисковый батальон МО РБ. Боец так и остался лежать в своей ячейке, которая стала последним пристанищем. Из земли был извлечен именной котелок, пробитый в нескольких местах, который и помог найти солдата. На котелке можно было прочесть только инициалы и очевидно год рождения "Д.П.П 1915". Погибший скорее всего был участником и советско-финской войны в составе 75-й стрелковой дивизии, в 1941 году ему было 26 лет.
Организацию поисковой вахты памяти взял на себя секретарь Брестского городского комитета БРСМ Петр Николаевич Пицко. Поисковые работы в рамках международной "Вахты памяти 2017" были запланированы на сентябрь этого года.
В мае 2017 вместе с брестчаниным нашедшим бойца, мы пришли в район озера Рогознянское. Нашли эту линию обороны, которая представляла собой одиночные и спаренные ячейки, большое количество осколков, хвостовиков немецких 50-мм и 81-мм мин, гильз от винтовки Мосина, гильз от ТТ или ППД, пустых дисков от пулемета Дегтярева - земля звенела. Останки бойца были на месте. Было очевидно, что немцы, вышли по просеке на линию обороны бойцов 34-го стрелкового полка и встретив сопротивление отступили, решив обойти оборону нашего подразделения. Чтобы поднять останки бойца и провести поиск в этой местности оставалось ждать сентября.
И вот этот день настал. В "Вахте памяти 2017" приняли участие поисковый отряд из Татарстана и брестский поисковый отряд "Возвращенные имена". В первые дни были обнаружены и подняты останки бойца. Были найдены остатки обмундирования и ботинки.
22 июня 1941 года первыми приняли бой с переправляющимися частями противника бойцы 1-го стрелкового батальона под командованием капитана Якова Максимовича Жевноватого, батальон находился на строительстве оборонительных сооружений у затона реки Буг, в 150 метрах от железнодорожной станции Дубица. Бойцы батальона не успели занять рубеж обороны, настолько сильный был артиллерийский и минометный обстрел. Неся потери батальон отходит и занимает оборону по шоссе Томашевка-Брест. В Дубице сражается 15-я погранзастава 17-го Брестского погранотряда, основные силы противника, не вступая в бой продолжают двигаться вперед.
С первых минут войны подвергся артобстрелу и полевой лагерь Рогознянского гарнизона, где дислоцировались 34-й стрелковый полк и 68-й легкий артиллерийский полк. Ориентиром для артобстрела послужила высокая сосна, на которую еще в мае 1941 года было водружено Красное знамя. Начальник гарнизона, командир 34-го стрелкового полка майор Яков Иванович Бардеев приказывает двум батальонам полка выдвинутся на заранее подготовленные рубежи обороны.
Вспоминает заместитель политрука 2-го батальона 34-го стрелкового полка Марычев Николай Сергеевич:
" Под шквальным артиллерийско-минометным огнем воины 34-го полка выдвинулись вперед и заняли заранее подготовленные позиции. Вскоре показалась вражеская пехота, усиленная кавалерией и бронетранспортерами. Начался ожесточенный бой. В ряде мест доходило до рукопашной...".
2-й стрелковый батальон под командованием майора Юрия Марковича Иоглы занимает рубеж обороны западнее озера Белое на высоте 147.0 .
3-й стрелковый батальон под командованием капитана Петра Ивановича Сушкина занимает рубеж на высоте 149.0 на перекрестке дорог Отоки - Медно - Рогозно. Активную поддержку батальонам оказывает артиллерия 68-го легкого артиллерийского полка.
1-й батальон занявший оборону на шоссе Томашевка - Брест вступает в бой с передовыми отрядами 1-й конной дивизии вермахта и подразделениями 267-й пехотной дивизии, переправляющихся в районе Отоки и Збунина. На участке обороны пулеметной роты 1-го батальона под командованием лейтенанта Г.В.Сидоренко враг был остановлен и контратакован. В связи с этим 2-й конный полк 1-й конной дивизии вермахта, не вступая в бой по лесной дороге Отоки-Рогозно движется в направлении Рогозно. Учитывая угрозу окружения капитан Я.М.Жевноватый принимает решение отхода 1-го стрелкового батальона по лесной дороге в направлении озера Белого.
Переправившиеся в 6:00 в районе д.Дуричи Северная группа 4-й танковой дивизии, в составе 33-го мотопехотного полка, усиленная 12-м стрелковым полком и батальоном тяжелых гаубиц ведет наступление на Медно. Ее успехи более значительны.
Из журнала боевых действия 3-й танковой дивизии вермахта: «05:15 4-я танковая дивизия заняла Durycze. 09:00 4-я танковая дивизия заняла Медно». Передовой отряд 1-й кавалерийской дивизии вермахта прорвав оборону 3-го стрелкового батальона уходит в направлении д.Медно. После ожесточенного боя подразделениям 3-го стрелкового батальона удалось восстановить положение и вновь вступить в бой с наступающими частями противника. После ожесточенных боев капитан П.И.Сушкин принимает решение отходит в направлении Рогозно, по дороге к нему присоединяются остатки 68-го артиллерийского полка и штаб 34-го стрелкового полка. Командование этой группой принимает на себя командир 34-го стрелкового полка майор Я.И.Бардеев.
Из журнала боевых действий XXIV моторизованного корпуса вермахта:
" 15:00 Достигнута следующая линия:
...1-я кавалерийская дивизия южным флангом (497-й пп 267-й пд) медленно наступает на высоты юго-восточнее Леплевки.
22-й кавалерийский полк движется через лесной массив восточнее "В" в 3-х км северо-восточнее Отяты. Передовой отряд наступает на Гвозницу.
2-й кавалерийский полк восточнее Рогозно, 1-й кавалерийский полк выведен после боя с крепко держащимся противником западнее озера Белое, следует через Дубицу вслед за 2-м кавалерийским полком.
21-й кавалерийский полк переправляется по военному мосту в Славатыче.
После тяжелых лесных боев части 12-го мпп оставлены у высоты 149.0 в качестве охраны, т.к. здесь еще держатся значительные силы противника. У колонии Збунин еще упорно держится очаг сопротивления противника и перекрывают движение на дороге Збунин-Дуричи. Из-за этого, а также из-за стоящих у высоты 149 сил противника возникают значительные трудности для частей, подтягиваемых к военному мосту у Шостаки, особенно для артиллерии. Поэтому пока также невозможно переправить по военному мосту усиленный 35-й тп".
Немцы стали придерживаться такой тактики, встречая ожесточенное сопротивление они старались не вступать в бой, а обходить рубежи обороны 34-го стрелкового полка. Батальонам 34-го стрелкового полка, занимавшим рубежи обороны по высотам грозило окружение. Исходя из этого командиры батальонов принимали самостоятельное решение об отходе.
К концу 22 июня 1941 года 1-й стрелковый батальон выйдя на соединение с полковой школой 34-го стрелкового полка под командованием капитана Христофора Ивановича Мосиашвили, заняли оборону в районе лесничества Котельня. Прикрывая отход подразделений 1-го стрелкового батальона, бойцы полковой школы при поддержке артиллерии ударом во фланг перерезает колонну немцев, уничтожая технику и пехоту противника. Продвижение немцев остановлено и до утра 23 июня 1941 года противник не предпринимал атак на этом направлении.
2-й стрелковый батальон вступает в бой с 1-м кавалерийским полком. В течении нескольких часов, 1-й кавалерийский полк предпринимает попытки сходу прорвать оборону, но все усилия сводятся к ощутимым потерям. Противник потеснил оборону 2-го стрелкового батальона. Майор Ю.М.Иоглы принимает решение отойти на новый рубеж обороны между двух озер Белое и Рогознянское. Прикрывать отход батальона осталась одна из рот. Две остальные роты батальона заняли оборону на лесной просеке юго-западнее высоты 151.0. Через некоторое время прорвав оборону роты прикрытия, части 1-го кавалерийского полка и батальон самокатчиков вышли к новому рубежу оборону 2-го стрелкового батальона. К этому моменты роты успели выкопать ячейки и успешно отразили атаку противника. В конце концов, осознав бесплодность атак, немцы выводят полк из боя, перенаправив его на путь следования 2-го кавалерийского полка, обошедшего озеро Белое и Рогознянское по северной оконечности. Остатки второго батальона стали отходить на юго-восток и вышли на соединение с 1-м стрелковым батальоном в районе домика лесника в лесничестве Котельня.
Именно здесь, на месте этого боя 2-го стрелкового батальона 34-го стрелкового полка в сентябре 2017 года, через 76 лет начались поисковые работы. Как рассказал Петр Пицко, оборона наших войск имела очаговый характер, немцы наступали и встретив более-менее серьезное сопротивление обходили участок обороны, не лезли в лоб, тем самым окружая наши подразделения. Но место боя у озера Рогознянское он оценил, как один из серьезных, где немцам "дали по зубам". На месте боя находили элементы лошадиной упряжи, стремена.
За время поисков найдены останки только одного бойца. Это не много и не мало, найден еще один солдат, пусть и неизвестный он вернулся, пускай и не домой, но к своим товарищам. Солдаты сорок первого, их дорога к дому самая длинная. Это они, двадцатилетние, в гимнастерках с разноцветными петлицами, с винтовками и сорокапятками встали на пути громыхающей танками машины третьего рейха и стояли до последнего вздоха. Сколько их, кого не встретили матери, сестры, любимые, чьи дети остались сиротами, на самом деле лежит в белорусской земле? Сколько еще неизвестных захоронений? И сколько еще солдат и офицеров, погибших среди лесов и болот, ждут своей «встречи» с родственниками?
А ребята из поискового отряда "Возвращенные имена" будут продолжать свою работу - искать и находить, сопровождать солдат сорок первого в последний путь. У них свой девиз: "Искать, значит ПОМНИТЬ!"
22 июня 2018 года, во время проведения встречи родственников 75-й стрелковой дивизии пройдут похороны найденного неизвестного солдата. Захоронение планируется произвести в братскую могилу в д.Медно.
До сих пор вспоминаю, берущий за душу эпизод встречи родственников воинов 75-й дивизии. Сын командира пулеметного взвода 28-го Краснознаменного стрелкового полка, видевший своего отца только на фотографии крикнул в лес: «Отец!!!». И повернувшись, 76-летний сын двадцатилетнего лейтенанта со слезами на глазах сказал мне: «Я слышал тихое -ДА». Невозможно передать то, что чувствовал каждый кто был в этот момент рядом.
Теперь я знаю, как ответить на вопрос: "Зачем это мне?".
|